Положение об Основной образовательной программе дошкольного образования

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Подсинский детский сад «Алёнка»
(МБДОУ Подсинсикий детский сад «Алёнка»)

Утверждено
И.о.заведующий МБДОУ Подсинский
детский сад «Алёнка»
________________Воротникова Т.Г.

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного
учреждения Подсинский детский сад «Алёнка»

1. Общие положения
1.1 Положение об основной образовательной программе дошкольного
образования (далее – Положение) муниципального бюджетного
дошкольного образовательного учреждения Подсинский детский сад
«Алёнка» (далее – Учреждение) разработано в соответствии нормативноправовыми документами, действующими в сфере образования:
•
Конституцией Российской Федерации (принята на всенародном
голосовании 12 декабря 1993г.);
•
Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей
ООН 20.11.1989г.) (вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября
1990 г.);
•
Федеральным законом от 29 декабря 2013 г. №273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации,
•
Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября
2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в
Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №30384);
•
Постановление Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 г. Москва «Об утверждении
СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая
2013 г. №28564). Измененная редакция. Изм. от 27.08.2015г.);
•
Постановлением Правительства Российской Федерации от 5
августа 2013 года №662 «Об осуществлении мониторинга системы
образования»;
•
Письмом департамента общего образования МО РФ от
28.02.2014г. №08-249 «Комментарии ФГОС дошкольного образования»;
•
Письмом Министерства образования и науки РФ от 30 августа
2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным
программам – образовательным программам дошкольного образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 №30038);
•
Примерной основной образовательной программой дошкольного
образования /Одобренной решением федерального учебно-методического
объединения по общему образованию – протокол от 20 мая 2013г. №2/15;
•
Уставом МБДОУ Подсинсикий детский сад «Алёнка»
1.2
Основная образовательная программа дошкольного образования
(далее - ООП ДО) разрабатывается, утверждается и реализуется в
образовательном учреждении на основании ФГОС дошкольного образования

и с учетом примерной основной программой дошкольного образования и
образовательной программы дошкольного образования, внесенных в
федеральный реестр образовательных программ дошкольного образования.
1.3 Программа
определяет
содержание
и
организацию
образовательной деятельности для детей младенческого и раннего возраста и
направлена на формирование общей культуры, развитие физических,
интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную
успешность, сохранение и укрепление здоровья детей раннего дошкольного
возраста.
1.4 ООП ДО внутренний образовательный стандарт определяющий
эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого
содержания и средств организации работы с детьми.
2 Содержание основной образовательной программы
дошкольного образования
2.1. Образовательная программа обеспечивает развитие личности детей
дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом
их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических
особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в
пункте 1.6 ФГОС ДО.
2.2. Образовательная программа формируется как программа
психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и
индивидуализации, развития личности детей раннего дошкольного возраста и
определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования
(объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров
дошкольного образования).
2.3. Образовательная программа направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности
для его позитивной социализации, его личностного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со
взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая
представляет собой систему условий социализации и индивидуализации
детей.
2.4. При разработке ООП ДО МБДОУ Подсинсикий детский сад
«Алёнка» определяет продолжительность пребывания детей и режим работы
учреждения в соответствии с объемом решаемых задач образовательной
деятельности, предельную наполняемость групп.
2.5. Содержание ООП ДО должно обеспечивать развитие личности,
мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и
охватывать
следующие
структурные
единицы,
представляющие
определенные направления развития и образования детей (далее образовательные области): социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое
развитие; физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение
норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные
ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и
сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и
саморегуляции
собственных
действий;
развитие
социального
и
эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания,
формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками,
формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей
семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных
установок к различным видам труда и творчества; формирование основ
безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей,
любознательности
и
познавательной
мотивации;
формирование
познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и
творческой активности; формирование первичных представлений о себе,
других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях
объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании,
ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени,
движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и
Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об
отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме
людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Речевое развитие включает владение речью как средством общения и
культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически
правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого
творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи,
фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской
литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской
литературы.
Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие
предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы;
становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование
элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки,
художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания
персонажам художественных произведений.
Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих
видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с

выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических
качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному
формированию опорно-двигательной системы организма, развитию
равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а
также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением
основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны),
формирование начальных представлений о некоторых видах спорта,
овладение
подвижными
играми
с
правилами;
становление
целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление
ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и
правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при
формировании полезных привычек и др.).
2.6. Конкретное содержание указанных образовательных областей
зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется
целями и задачами образовательной программы и может реализовываться в
различных видах деятельности (в младенческом и раннем возрасте (от 2
месяцев – до 3 лет) - предметная деятельность и игры с составными и
динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и
веществами, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под
руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми
предметами-орудиями, восприятие смысла музыки, сказок, стихов,
рассматривание картинок, двигательная активность.
2.7. Содержание образовательной программы должно отражать
следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного
возраста:
1)
предметно-пространственная
развивающая
образовательная
среда;
2)
характер взаимодействия со взрослыми;
3)
характер взаимодействия с другими детьми;
4)
система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе
самому.
2.8. ООП ДО состоит из обязательной части и части, формируемой
участниками
образовательных
отношений.
Обе
части
являются
взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации
требований ФГОС ДО.
Объем обязательной части ООП ДО не менее 60% от ее общего
объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не
более 40%.

Обязательная часть образовательной программы предполагает
комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти
взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 ФГОС ДО).
В части, формируемой участниками образовательных отношений,
должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно
участниками образовательных отношений образовательной программы,
направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных
областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее парциальные образовательные программы), методики, формы организации
образовательной работы.
2.9. В случае если обязательная часть образовательной программы
соответствует образовательной программе, внесенной в федеральный реестр
образовательных программ дошкольного образования, она оформляется в
виде ссылки на соответствующую программу. Обязательная часть должна
быть представлена, развернуто в соответствии с пунктом 2.11 ФГОС ДО, в
случае если она не соответствует одной из образовательных программ.
Часть образовательной программы, формируемая участниками
образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на
соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с
содержанием выбранных участниками образовательных отношений
парциальных программ, методик, форм организации образовательной
работы.
3. Структура основной образовательной программы дошкольного
образования
3.1. Титульный лист структурный
элемент
образовательной программы, представляющий
сведения о названии
программы, учреждении её реализующем.
3.2. Образовательная программа включает три основных раздела:
целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых
отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками
образовательных отношений.
3.3. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку,
планируемые результаты освоения программы и развивающее оценивание
качества образовательной деятельности по программе.
• Пояснительная записка должна раскрывать:
цели и задачи реализации образовательной программы;
принципы и подходы к формированию образовательной
программы;
значимые для разработки и реализации образовательной
программы характеристики, в том числе характеристики особенностей
развития детей младенческого и раннего дошкольного возраста.

Планируемые
результаты
освоения
образовательной
программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в
образовательной части и части, формируемой участниками образовательных
отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий
(индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития
детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детейинвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья).
• Развивающее оценивание качества образовательной
деятельности по программе:
особенности организации педагогической диагностики.
3.4. Содержательный раздел представляет общее содержание
образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие
личности детей.
Содержательный раздел образовательной программы должен
включать:
•
описание образовательной деятельности в соответствии с
направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных
областях, с учетом используемых вариативных образовательных программ
дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих
реализацию данного содержания;
•
описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации образовательной программы с учетом возрастных и
индивидуальных
особенностей
воспитанников,
специфики
их
образовательных потребностей и интересов;
иные характеристики содержания образовательной программы, наиболее
существенные с точки зрения авторов.
Часть образовательной программы, формируемая участниками
образовательных отношений, может включать различные направления,
выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных
и иных программ и/или созданных ими самостоятельно.
Данная часть образовательной программы должна учитывать
образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и
педагогов и, в частности, может быть ориентирована на:
специфику национальных, социокультурных и иных условий, в
которых осуществляется образовательная деятельность;
выбор тех парциальных образовательных программ и форм
организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют
потребностям и интересам
-

детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции Учреждения.
3.5. Организационный
раздел должен содержать описание
материально-технического
обеспечения
Программы,
обеспеченности
методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать
распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий,
праздников, мероприятий; особенности организации развивающей
предметно-пространственной среды.
3.6. Дополнительным разделом образовательной программы является
текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна
быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и
доступна для ознакомления.
В краткой презентации образовательной программы должны быть
указаны:
•
возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована
образовательная программа Учреждения;
•
используемые образовательные программы;
•
характеристика взаимодействия педагогического коллектива с
семьями детей.
4. Требования к результатам освоения основной образовательной
программы дошкольного образования
Требования ФГОС ДО к результатам освоения образовательной
программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного
образования, которые представляют собой социально-нормативные
возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе
завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного
детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс
вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а
также системные особенности дошкольного образования (необязательность
уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие
возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат)
делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста
конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость
определения результатов освоения образовательной программы в виде
целевых ориентиров.
4.2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются
независимо от форм реализации образовательной программы, а также от ее
характера, особенностей развития детей в Учреждении, реализующего
Программу.
4.1.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том
числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются
основанием для их формального сравнения с реальными достижениями.
детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия,
установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки
детей. Освоение образовательной программы не
сопровождается
проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации
воспитанников.
4.4.К целевым ориентирам дошкольного образования относятся
следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных
достижений ребенка.
4.3.

5. Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем
возрасте:
− ребенок интересуется окружающими предметами и активно
действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими
предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата
своих действий;
− использует специфические, культурно фиксированные предметные
действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша
и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками
самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и
игровом поведении;
− владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с
вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия
окружающих предметов и игрушек;
− стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в
движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит
действия взрослого;
− проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и
подражает им;
− проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию
картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на
различные произведения культуры и искусства;
− у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать
различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
Для получения без дискриминации качественного образования детьми с
ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для
диагностики и коррекции нарушений развития и социальнойадаптации, оказания
ранней коррекционной помощи на основе специальных психологопедагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков,
методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих
получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих

детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с
ограниченными возможностями здоровья.
При реализации образовательной программы может проводиться
оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится
педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки
индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой
эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего
планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут
использоваться исключительно для решенияследующих образовательных задач:
1)
индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,
построения его образовательной траектории или профессиональной
коррекции особенностей его развития);
2)
оптимизации работы с группой детей.
4.4. При необходимости используется психологическая диагностика
развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических
особенностей детей), которую проводит квалифицированный специалист
(педагог-психолог).
Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с
согласия его родителей (законных представителей).
Результаты психологической диагностики могут использоваться для
решения
задач
психологического
сопровождения
и
проведения
квалифицированной коррекции развития детей.
6.
Порядок разработки и утверждение основной
образовательной программы дошкольного образования
5.1. ООП ДО разрабатывается в дошкольном учреждении рабочей
группой, созданной из состава педагогов Учреждения.
5.2. Проект ООП ДО выносится на рассмотрение родительской
общественности (Совет родителей) и принимается на заседании
педагогического совета;
5.3. Утверждается приказом заведующего Учреждения.
5.4. ООП ДО разрабатывается на уровень дошкольного образования.
5.5. Педагогический коллектив имеет право вносить изменения,
дополнения в Программу.
7. Изменения и дополнения в ООП
6.1. ООП ДО может изменяться и дополняться по решению
педагогического совета.
6.2. Основания для внесения изменений:
− обновления системы образования (изменение нормативной базы,
регламентирующей содержание общего образования),
− предложения педагогических работников по результатам реализации
ООП ДО в текущем учебном году,

− обновление списка, используемой литературы и методических
пособий.
6.3. Дополнения и изменения в ООП ДО вносятся по мере
необходимости.
8. Оформление, размещение и хранение основной
образовательной программе дошкольного образования
a. Текст ООП ДО набирается в редакторе Word с использованием шрифта
Тimes New Roman, Cyr 11-12-м, межстрочный интервала одинарный,
переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, таблицы
вставляются непосредственно в текст.
b. Титульный лист Программы считается первым, но не нумеруется. На
титульном листе указывается:
гриф «Рассмотрено», «Принято», «Утверждено»;
название ООП ДО;
полное наименование Учреждения.
6.3. ООП ДО является обязательной частью документации
Учреждения, хранится в кабинете старшего воспитателя до истечения срока
реализации. По истечении срока реализации хранится в архиве учреждения в
течение пяти лет.
6.4. Публичность
(открытость)
информации
обеспечивается
размещением ООП ДО в сети Интернет на официальном сайте Учреждения.
9. Контроль
7.1. Ответственность за полноту и качество реализации ООП ДО
возлагается на воспитателей и специалистов Учреждения.
7.2. Контроль за реализацию ООП ДО возлагается на заведующего и
старшего воспитателя Учреждения.
10.
Заключительные положения
8.1. Положение вступает в силу с момента издания приказа по
Учреждению и действует до принятия нового.
8.2. Изменения в настоящее Положение могут вноситься в
соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в
сфере образования и Уставом Учреждения.

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 27.10.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(39041)2-51-15

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».