Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Подсинский детский сад «Алёнка» (МБДОУ Подсинсикий детский сад «Алёнка») Утверждено И.о.заведующий МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» ________________Воротникова Т.Г. ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Подсинский детский сад «Алёнка» 1. Общие положения 1.1 Положение об основной образовательной программе дошкольного образования (далее – Положение) муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Подсинский детский сад «Алёнка» (далее – Учреждение) разработано в соответствии нормативноправовыми документами, действующими в сфере образования: • Конституцией Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.); • Конвенцией о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989г.) (вступила в силу для Российской Федерации 15 сентября 1990 г.); • Федеральным законом от 29 декабря 2013 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации, • Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013г. №30384); • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г. №28564). Измененная редакция. Изм. от 27.08.2015г.); • Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 года №662 «Об осуществлении мониторинга системы образования»; • Письмом департамента общего образования МО РФ от 28.02.2014г. №08-249 «Комментарии ФГОС дошкольного образования»; • Письмом Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.09.2013 №30038); • Примерной основной образовательной программой дошкольного образования /Одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию – протокол от 20 мая 2013г. №2/15; • Уставом МБДОУ Подсинсикий детский сад «Алёнка» 1.2 Основная образовательная программа дошкольного образования (далее - ООП ДО) разрабатывается, утверждается и реализуется в образовательном учреждении на основании ФГОС дошкольного образования и с учетом примерной основной программой дошкольного образования и образовательной программы дошкольного образования, внесенных в федеральный реестр образовательных программ дошкольного образования. 1.3 Программа определяет содержание и организацию образовательной деятельности для детей младенческого и раннего возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей раннего дошкольного возраста. 1.4 ООП ДО внутренний образовательный стандарт определяющий эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания и средств организации работы с детьми. 2 Содержание основной образовательной программы дошкольного образования 2.1. Образовательная программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и должна быть направлена на решение задач, указанных в пункте 1.6 ФГОС ДО. 2.2. Образовательная программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей раннего дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования). 2.3. Образовательная программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. 2.4. При разработке ООП ДО МБДОУ Подсинсикий детский сад «Алёнка» определяет продолжительность пребывания детей и режим работы учреждения в соответствии с объемом решаемых задач образовательной деятельности, предельную наполняемость групп. 2.5. Содержание ООП ДО должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее образовательные области): социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в ДОУ; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений. Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму, выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.). 2.6. Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется целями и задачами образовательной программы и может реализовываться в различных видах деятельности (в младенческом и раннем возрасте (от 2 месяцев – до 3 лет) - предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами, общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность. 2.7. Содержание образовательной программы должно отражать следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста: 1) предметно-пространственная развивающая образовательная среда; 2) характер взаимодействия со взрослыми; 3) характер взаимодействия с другими детьми; 4) система отношений ребенка к миру, к другим людям, к себе самому. 2.8. ООП ДО состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Обе части являются взаимодополняющими и необходимыми с точки зрения реализации требований ФГОС ДО. Объем обязательной части ООП ДО не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. Обязательная часть образовательной программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях (пункт 2.5 ФГОС ДО). В части, формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений образовательной программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы. 2.9. В случае если обязательная часть образовательной программы соответствует образовательной программе, внесенной в федеральный реестр образовательных программ дошкольного образования, она оформляется в виде ссылки на соответствующую программу. Обязательная часть должна быть представлена, развернуто в соответствии с пунктом 2.11 ФГОС ДО, в случае если она не соответствует одной из образовательных программ. Часть образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы. 3. Структура основной образовательной программы дошкольного образования 3.1. Титульный лист структурный элемент образовательной программы, представляющий сведения о названии программы, учреждении её реализующем. 3.2. Образовательная программа включает три основных раздела: целевой, содержательный и организационный, в каждом из которых отражается обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. 3.3. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку, планируемые результаты освоения программы и развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе. • Пояснительная записка должна раскрывать: цели и задачи реализации образовательной программы; принципы и подходы к формированию образовательной программы; значимые для разработки и реализации образовательной программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей младенческого и раннего дошкольного возраста. Планируемые результаты освоения образовательной программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам в образовательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей, а также особенностей развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детейинвалидов (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья). • Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе: особенности организации педагогической диагностики. 3.4. Содержательный раздел представляет общее содержание образовательной программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей. Содержательный раздел образовательной программы должен включать: • описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях, с учетом используемых вариативных образовательных программ дошкольного образования и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания; • описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации образовательной программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; иные характеристики содержания образовательной программы, наиболее существенные с точки зрения авторов. Часть образовательной программы, формируемая участниками образовательных отношений, может включать различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа парциальных и иных программ и/или созданных ими самостоятельно. Данная часть образовательной программы должна учитывать образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, может быть ориентирована на: специфику национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; выбор тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам - детей, а также возможностям педагогического коллектива; сложившиеся традиции Учреждения. 3.5. Организационный раздел должен содержать описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, включать распорядок и /или режим дня, а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. 3.6. Дополнительным разделом образовательной программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы должна быть ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления. В краткой презентации образовательной программы должны быть указаны: • возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована образовательная программа Учреждения; • используемые образовательные программы; • характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. 4. Требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования Требования ФГОС ДО к результатам освоения образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской Федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой-либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения образовательной программы в виде целевых ориентиров. 4.2. Целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от форм реализации образовательной программы, а также от ее характера, особенностей развития детей в Учреждении, реализующего Программу. 4.1. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями. детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей. Освоение образовательной программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников. 4.4.К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. 4.3. 5. Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте: − ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; − использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении; − владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек; − стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого; − проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; − проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства; − у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.). Для получения без дискриминации качественного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья создаются необходимые условия для диагностики и коррекции нарушений развития и социальнойадаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных психологопедагогических подходов и наиболее подходящих для этих детей языков, методов, способов общения и условий, в максимальной степени способствующих получению дошкольного образования, а также социальному развитию этих детей, в том числе посредством организации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. При реализации образовательной программы может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования). Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решенияследующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей. 4.4. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), которую проводит квалифицированный специалист (педагог-психолог). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей. 6. Порядок разработки и утверждение основной образовательной программы дошкольного образования 5.1. ООП ДО разрабатывается в дошкольном учреждении рабочей группой, созданной из состава педагогов Учреждения. 5.2. Проект ООП ДО выносится на рассмотрение родительской общественности (Совет родителей) и принимается на заседании педагогического совета; 5.3. Утверждается приказом заведующего Учреждения. 5.4. ООП ДО разрабатывается на уровень дошкольного образования. 5.5. Педагогический коллектив имеет право вносить изменения, дополнения в Программу. 7. Изменения и дополнения в ООП 6.1. ООП ДО может изменяться и дополняться по решению педагогического совета. 6.2. Основания для внесения изменений: − обновления системы образования (изменение нормативной базы, регламентирующей содержание общего образования), − предложения педагогических работников по результатам реализации ООП ДО в текущем учебном году, − обновление списка, используемой литературы и методических пособий. 6.3. Дополнения и изменения в ООП ДО вносятся по мере необходимости. 8. Оформление, размещение и хранение основной образовательной программе дошкольного образования a. Текст ООП ДО набирается в редакторе Word с использованием шрифта Тimes New Roman, Cyr 11-12-м, межстрочный интервала одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, таблицы вставляются непосредственно в текст. b. Титульный лист Программы считается первым, но не нумеруется. На титульном листе указывается: гриф «Рассмотрено», «Принято», «Утверждено»; название ООП ДО; полное наименование Учреждения. 6.3. ООП ДО является обязательной частью документации Учреждения, хранится в кабинете старшего воспитателя до истечения срока реализации. По истечении срока реализации хранится в архиве учреждения в течение пяти лет. 6.4. Публичность (открытость) информации обеспечивается размещением ООП ДО в сети Интернет на официальном сайте Учреждения. 9. Контроль 7.1. Ответственность за полноту и качество реализации ООП ДО возлагается на воспитателей и специалистов Учреждения. 7.2. Контроль за реализацию ООП ДО возлагается на заведующего и старшего воспитателя Учреждения. 10. Заключительные положения 8.1. Положение вступает в силу с момента издания приказа по Учреждению и действует до принятия нового. 8.2. Изменения в настоящее Положение могут вноситься в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации в сфере образования и Уставом Учреждения. 15