МБДОУ ПОДСИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "АЛЁНКА" Подписано цифровой подписью: МБДОУ ПОДСИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "АЛЁНКА" DN: 1.2.643.100.3=120B3034373132323131383137, 1.2.643.100.1=120D31323131393030303030313830, 1.2.643.3.131.1.1=120C30303139303030303037353 0, c=RU, st=19 Республика Хакасия, l=С., Подсинее, street=ПЕР. ШКОЛЬНЫЙ, ЗД. 2, o=МБДОУ ПОДСИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "АЛЁНКА", cn=МБДОУ ПОДСИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД "АЛЁНКА", title=И.О. ЗАВЕДУЮЩЕГО, givenName=Татьяна Георгиевна, sn=Воротникова Дата: 2022.10.14 12:29:37 +07'00' Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Подсинский детский сад «Алёнка» ПРИНЯТА Педагогическим советом МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» протокол № 5 от 25.08.2022 УТВЕРЖДЕНО Заведующий МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» ____________Т.Г.Воротникова от 30.08.2022 СОГЛАСОВАНО С советом родительского комитета Протокол № 3 от 26.08.2022 Примерная Рабочая программа воспитания МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» на 2022-2023 учебный год Автор: Воротникова Татьяна Георгиевна Населенный пункт: Республика Хакасия, Алтайский район, с.Подсинее. Содержание: I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. 3 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 3 ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В 4 ДОУ 1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. 6 1.4. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ 8 ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ 9 ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ. II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. 10 2.1. ОПИСАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕГРАЦИИ С СОДЕРЖАНИЕМ 12 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. 2.2. ОПИСАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ 30 ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ. 2.3. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ 37 ВОСПИТАННИКОВ. III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. 49 3.1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В 49 СФЕРЕ ЕГО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ. 3.2. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 50 РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ 3.4. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 51 IV. ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕТИРЫ 53 4.1.САМОАНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. 54 ПРИЛОЖЕНИЕ № 1. 57 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа воспитания муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Подсинский детский сад «Алёнка» (далее – Рабочая программа воспитания) определяет содержание и организацию воспитательной работы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Подсинский детский сад «Алёнка» (далее – МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка») и является обязательной частью основной образовательной программы. Рабочая программа воспитания МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» разработана в соответствии с: 1.Федеральный закон от 29.12.2012г. № 273-ФЗ (ред. от 31.07.2020) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2020). 2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее – Указ Президента РФ). 4.Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 г. № 1726-р. 5.СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций. 6.Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р). 7.Государственная программа РФ «Развитие образования» (2018 - 2025 годы). Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1642. 8.Национальный проект «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. N 16). 9.Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся». Программа учитывает: - «Примерную программу воспитания», которая была разработана сотрудниками Института стратегии развития образования РАО в рамках государственного задания и одобрена решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 2 июня 2020 г. № 2/20). Рабочая программа воспитания является обязательной частью основной образовательной программы, реализуемой в МБДОУ и призвана помочь всем участникам образовательных отношений реализовать воспитательный потенциал совместной деятельности. В центре рабочей программы воспитания находится личностное развитие воспитанников МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» и их приобщение к российским традиционным духовным ценностям, правилам и нормам поведения в российском обществе. Рабочая программа призвана обеспечить взаимодействие воспитания в дошкольном образовательном учреждении (далее - ДОУ) и воспитания в семьях детей от 1.6 лет до 3 лет. К Программе прилагается календарный план воспитательной работы. ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ Программа учитывает условия, существующие в дошкольном учреждении, индивидуальные особенности, интересы, потребности воспитанников и их родителей. Процесс воспитания в ДОУ основывается на общепедагогических принципах, изложенных в ФГОС дошкольного образования (Раздел I, пункт 1.2.): - поддержка разнообразия детства; - сохранение уникальности и само ценности детства как важного этапа в общем развитии человека, само ценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду - личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей; - уважение личности ребенка. МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» - современное, динамично развивающееся образовательное учреждение, в котором сохраняются лучшие традиции прошлого, осуществляется стремление к современному и инновационному будущему. МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» - расположен между жилыми домами с. Подсинее. Жилые массивы состоят из частных и многоквартирных домов. Вблизи расположены МБОУ «Подсинская СШ», МБДОУ Подсинский детский сад «Радуга» . Задачи воспитания реализуются в течение всего времени нахождения ребенка в детском саду: в процессе ООД, режимных моментов, совместной деятельности с детьми и индивидуальной работы. Основные традиции воспитательного процесса в нашем ДОУ: 1. Детская художественная литература и народное творчество традиционно рассматриваются педагогами ДОУ в качестве наиболее доступных и действенных в воспитательном отношении видов искусства, обеспечивающих развитие личности дошкольника в соответствии с общечеловеческими и национальными ценностными установками. 2. Воспитатели и специалисты ДОУ ориентированы на организацию разнообразных форм детских сообществ. Это кружки, творческие студии. Данные сообщества обеспечивают полноценный опыт социализации детей. 3. Коллективное планирование, разработка и проведение общих мероприятий. В ДОУ создана творческая группа педагогов (из наставников), которые оказывают консультационную, психологическую, информационную и технологическую поддержку своим коллегам в организации воспитательных мероприятий. 4. В детском саду создана система методического сопровождения педагогических инициатив семьи. Организовано единое с родителями образовательное пространство для обмена опытом, знаниями, идеями, для обсуждения и решения конкретных воспитательных задач. Именно педагогическая инициатива родителей стала новым этапом сотрудничества с ними, показателем качества воспитательной работы. 5. Дополнительным воспитательным ресурсом по приобщению дошкольников к истории и культуре своей Отчизны и своего родного края является Общий патриотический уголок , Воспитательный процесс в ДОУ выстраивается с учетом концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России, включающей в себя: - национальный воспитательный идеал – высшая цель, образования нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, - базовые национальные ценности – основные моральные ценности, приоритетные нравственные установки, существующие в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие успешное развитие страны в современных условиях: патриотизм – любовь к России, к своему народу, к своей малой Родине, служение Отечеству; социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство; гражданственность – служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода совести и вероисповедания; семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода; труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремлённость и настойчивость; наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира; традиционные российские религии – представления о вере, духовности религиозной жизни человека, ценности религиозного мировоззрения, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога; искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие; природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание; человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество; - духовно-нравственное развитие личности – осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно- смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношения к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО) и основной образовательной программой нашего дошкольного учреждения (далее - ООП) целью МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка», является обеспечение полноценного и радостного проживания детьми периода детства, как уникального периода развития и формирования личности ребенка, через поддержку естественных процессов развития, воспитания и обучения. Исходя из этого, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях, формируется общая цель воспитания в МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка»: создание условий для самоопределения и социализации детей дошкольного возраста на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи. Данная цель ориентирует педагогических работников МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» не на обеспечение соответствия личности воспитанника единому уровню воспитанности, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности воспитанников и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели. Конкретизация общей цели воспитания, применительно к возрастным особенностям воспитанников, позволяет выделить в ней следующие задачи, выполнение которых необходимо реализовывать на разных этапах дошкольного образования детей от 1.6 до 3 лет: 1.Поддержка традиций дошкольного учреждения образовательных и досуговых мероприятий. в проведении социально значимых 2. Развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка, социальных, нравственных, физических, интеллектуальных, эстетических качеств. 3. Создание благоприятных условий для гармоничного развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными, гендерными, индивидуальными особенностями и склонностями. 4. Формирование общей культуры личности ребенка, в том числе ценностей здорового и устойчивого образа жизни, инициативности, самостоятельности и ответственности, активной жизненной позиции. 5. Воспитание у ребенка чувства собственного достоинства, патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил, и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. 6. Использование воспитательного ресурса развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. 7. Объединение воспитательных ресурсов семьи и МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» на основе традиционных духовно-нравственных ценностей семьи и общества. 8. Установление партнерских взаимоотношений МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» с семьей, оказание ей психолого-педагогической поддержки, повышение компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах воспитания, развития и образования детей. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ Процесс воспитания в МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» основывается на следующих принципах взаимодействия педагогических работников и воспитанников: 1. Неукоснительное соблюдение законности и прав семьи воспитанника, соблюдения конфиденциальности информации о ребенке и его семье, приоритета безопасности воспитанника при нахождении в МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» . 2. Ориентир на создание в МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» психологически комфортной среды для каждого ребенка и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие воспитанников и педагогических работников. 3. Системность, целесообразность и не шаблонность, воспитания как условия его эффективности. Рабочая программа воспитания – это не перечень обязательных для МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» мероприятий, а описание системы форм и методов работы с воспитанниками. Рабочая программа воспитания основных раздела: МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» включает в себя три -Целевой раздел, который включает в себя: пояснительную записку; цели и задачи рабочей программы воспитания; принципы и подходы рабочей программы воспитания; планируемые результаты освоения рабочей программы воспитания. -Содержательный раздел, который включает в себя: описание воспитательной деятельности в интеграции с содержанием образовательных областей; описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы воспитания с учетом возрастных особенностей воспитанников МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» ; особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» . -Организационный раздел, который включает в себя: психолого-педагогические условия, обеспечивающие воспитание ребенка в сфере его личностного развития; материально-техническое обеспечение рабочей программы воспитания МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» ; планирование воспитательной работы в МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» . Обязательным приложением к рабочей программе воспитания МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» является ежегодный календарный план воспитательной работы, который включает в себя значимые мероприятия воспитательного характера для детей от 1.6 до 3 лет по образовательным областям (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие) и направлениям работы МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» (духовно-нравственное развитие личности, духовно-нравственное воспитание личности гражданина России). Рабочая программа воспитания МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» не является инструментом воспитания, так как воспитанника воспитывает не документ, а педагогический работник – своими действиями, словами, отношениями. Рабочая программа воспитания лишь позволяет педагогическим работникам МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» скоординировать свои усилия, направленные на воспитание воспитанников. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность) не позволяет требовать от ребенка дошкольного возраста достижения конкретных результатов его развития и обусловливает необходимость определения результатов его воспитания в виде: Анализ достижения детьми от 1.6 до 3 лет промежуточных результатов освоения рабочей программы воспитания МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка»проводится ежегодно по средствам педагогических наблюдений за воспитанием детей в сфере их личностного развития. II.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. ОПИСАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИНТЕГРАЦИИ С СОДЕРЖАНИЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ. Содержание рабочей программы воспитания МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности: игровая; коммуникативная; познавательно-исследовательская; восприятие художественной литературы и фольклора; конструирование из разного материала; изобразительная; музыкальная; двигательная. и охватывает следующие образовательные области: 1. 2. 3. 4. 5. социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. Дошкольное образование – процесс непрерывный (ежеминутный) и реализуемый во всех режимных моментах (повседневная бытовая деятельность, игры, занятия, прогулки и т.д.). В соответствии со спецификой работы ДОУ, воспитанники пребывают в учреждении на протяжении 10,5 часов. Именно поэтому воспитательный процесс должен осуществляться постоянно, выполняя поставленные задачи рабочей программы воспитания МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка». Процесс воспитания – это процесс формирования морального сознания, нравственных чувств и привычек, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. Следует помнить, что воспитание – это процесс двусторонний. С одной стороны, он предполагает активное педагогическое воздействие на детей со стороны взрослых, с другой – активность детей, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях. Поэтому, реализуя определённое содержание, используя различные методы нравственного воздействия, педагог должен внимательно анализировать результаты проделанной работы, достижения своих воспитанников. Ядро нравственности составляют нормы и правила поведения. Любовь к Родине, добросовестный труд – это неотъемлемые элементы сознания, чувств, поведения и взаимоотношений. Реализация цели и задач данной Программы осуществляется в рамках нескольких направлений воспитательной работы ДОУ, формирование которых в совокупности обеспечит полноценное и гармоничное развитие личности детей от 1.6 до 3 лет: 1. 2. 3. 4. Формирование личности ребенка, нравственное воспитание, развитие общения. Формирование уважительного отношения к истории своей страны и любви к Родине. Формирование основ экологического сознания. Формирование основ безопасности. В каждом из перечисленных направлений воспитания существуют свои подразделы, которые тесно взаимосвязаны между собой и обеспечивают интеграцию воспитательной деятельности во все образовательные области и во все виды детской деятельности в образовательном процессе, согласно ООП МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» . Воспитание детей в сфере личностного развития через реализацию рабочей программы воспитания и в соответствии с требованиями ФГОС ДО и ООП МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» Направление Формирование личности ребенка, нравственное воспитание, развитие общения Подраздел Нравственное воспитание. Интеграция в образовательные области Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие Интеграция в детскую деятельность Игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная, самообслуживание и элементы бытового труда Возрастная специфика 1.6-3 года. способствовать усвоению детьми общепринятых морально-нравственных норм и ценностей; воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развивать умение играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.; формировать элементарные представления о том, что хорошо и что плохо. Направление Формирование личности ребенка, нравственное воспитание, развитие общения Подраздел Развитие социального и эмоционального интеллекта. Интеграция в образовательные области Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Интеграция в детскую деятельность Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из различного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная Возрастная специфика 1.6-3 года. воспитывать эмоциональную отзывчивость; обращать внимание детей на ребенка, проявившего заботу о товарище; поощрять умение пожалеть, посочувствовать. Направление Формирование личности ребенка, нравственное воспитание, развитие общения Подраздел Развитие общения. Интеграция в образовательные области Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Интеграция в детскую деятельность Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, музыкальная. Возрастная специфика 1.6-3 года. формировать у детей опыт поведения в среде сверстников; воспитывать чувство симпатии к ним; способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений. Направление Формирование личности ребенка, нравственное воспитание, развитие общения Подраздел Формирование личности ребенка Интеграция в образовательные области Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Интеграция в детскую деятельность Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из различного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная. Возрастная специфика 1.6-3 года. - способствовать формированию личности ребенка, проявляя уважительное отношение к его интересам, нуждам, желаниям, возможностям; - развивать у каждого ребенка уверенность в том, что его, как и всех детей, любят, о нем заботятся; -поощрять первичные проявления самостоятельности (попытки собрать пирамидку, сделать куличик, самостоятельно есть ложкой и пр.), целенаправленности и саморегуляции собственных действий. Направление Формирование личности ребенка, нравственное воспитание, развитие общения Подраздел Усвоение общепринятых норм поведения. Интеграция в образовательные области Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Интеграция в детскую деятельность Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из различного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная. Возрастная специфика 1.6-3 года. формировать умение спокойно вести себя в помещении и на улице: не шуметь, не бегать, выполнять просьбы взрослого; приучать детей не перебивать говорящего взрослого, формировать умение подождать, если взрослый занят. воспитывать элементарные навыки вежливого обращения: здороваться, прощаться, обращаться с просьбой спокойно, употребляя слова «спасибо» и «пожалуйста». Направление Формирование уважительного отношения к истории своей страны и любви к Родине Подраздел Образ Я. Интеграция в образовательные области Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Интеграция в детскую деятельность Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из различного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная. Возрастная специфика 1.6-3 года. - формировать у детей элементарные представления о себе, об изменении своего социального статуса (взрослении) в связи с началом посещения детского сада. Направление Формирование уважительного отношения к истории своей страны и любви к Родине Подраздел Первичные представления о сферах человеческой деятельности (знакомство с профессиями). Интеграция в образовательные области Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Интеграция в детскую деятельность Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из различного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная. Возрастная специфика 1.6-3 года. - вызывать интерес к труду близких взрослых; -побуждать узнавать и называть некоторые трудовые действия (помощник воспитателя моет посуду, убирает комнату, приносит еду, меняет полотенца и т. д.). Направление Формирование уважительного отношения к истории своей страны и любви к Родине Подраздел Родная страна. Интеграция в образовательные области Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Интеграция в детскую деятельность Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из различного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная. Возрастная специфика 1.6-3 года. -напоминать детям название города (поселка), в котором они живут; - развивать предпосылки творчества. Направление Формирование уважительного отношения к своей семье и обществу. Подраздел Семья. Интеграция в образовательные области Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Интеграция в детскую деятельность Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, изобразительная, музыкальная. Возрастная специфика 1.6-3 года. -формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье; -воспитывать внимательное отношение и любовь к родителям и близким людям; -поощрять умение называть имена членов своей семьи. Направление Формирование уважительного отношения к своей семье и обществу. Подраздел Детский сад. Интеграция в образовательные области Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Интеграция в детскую деятельность Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из различного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная. Возрастная специфика 1.6-3 года. -создавать условия для развития у каждого ребенка чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых в детском саду; -развивать представления о положительных сторонах детского сада, его общности с домом (тепло, уют, любовь и др.) и отличиях от домашней обстановки (больше друзей, игрушек, самостоятельности и т. д.); -обращать внимание детей на то, в какой чистой, светлой комнате они играют, как много в ней ярких, красивых игрушек, как аккуратно заправлены кроватки. На прогулке обращать внимание детей на красивые растения, оборудование участка, удобное для игр и отдыха; -развивать умение ориентироваться в помещении группы, на участке. Направление Формирование позитивных установок к труду и творчеству. Подраздел Развитие навыков самообслуживания. Интеграция в образовательные области Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Интеграция в детскую деятельность Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из различного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная. Возрастная специфика 1.6-3 года. -способствовать развитию элементарных навыков самообслуживания; поддерживать стремление к самостоятельности при овладении навыками самообслуживания; -учить самостоятельно, пить из чашки, правильно держать ложку; -учить детей одеваться и раздеваться в определенном порядке; при небольшой помощи взрослого снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках); в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду; -приучать к опрятности. Направление Формирование позитивных установок к труду и творчеству. Подраздел Приобщение к доступной трудовой деятельности. Интеграция в образовательные области Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Интеграция в детскую деятельность Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из различного материала, изобразительная, музыкальная. Возрастная специфика 1.6-3 года. -создавать условия для приобщения детей к доступной трудовой деятельности; -привлекать их к выполнению простейших трудовых действий: совместно с взрослым и под его контролем расставлять хлебницы (без хлеба), салфетницы, раскладывать ложки и пр.; -приучать поддерживать порядок в игровой комнате, по окончании игр расставлять игровой материал по местам; -поощрять интерес детей к деятельности взрослых; -обращать внимание на то, что и как делает взрослый (как ухаживает за растениями (поливает) и животными (кормит); как дворник подметает двор, убирает снег; как столяр чинит беседку и т. д.), объяснять, зачем он выполняет те или иные действия; -воспитывать уважительное отношение к труду взрослых. Направление Формирование основ экологического сознания. Интеграция в образовательные области Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Интеграция в детскую деятельность Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, изобразительная, музыкальная. Возрастная специфика 1.6-3 года. - воспитывать бережное отношение к животным; -учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред); -одеваться по погоде. Направление Формирование основ безопасности. Подраздел Безопасное поведение в природе. Интеграция в образовательные области Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Интеграция в детскую деятельность Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд. Возрастная специфика 1.6-3 года. -знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить; не рвать и не брать в рот растения и пр.). Направление Формирование основ безопасности. Подраздел Безопасное поведение на дорогах. Интеграция в образовательные области Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Интеграция в детскую деятельность Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, конструирование из различного материала, изобразительная, двигательная. Возрастная специфика 1.6-3 года. -формировать первичные представления о машинах, улице, дороге; -знакомить с некоторыми видами транспортных средств. Направление Формирование основ безопасности. Подраздел Безопасность собственной жизнедеятельности. Интеграция в образовательные области Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Интеграция в детскую деятельность Игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из различного материала, изобразительная, музыкальная, двигательная. Возрастная специфика 1.6-3 года. -знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами; -знакомить с понятиями «можно — нельзя», «опасно»; -формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т. д.). Мотивы поведения, формируемые в воспитании, закрепляются главным образом в процессе личного опыта, который приобретает дошкольник в повседневной жизни и деятельности, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми. Чем более устойчивы и нравственно ценны мотивы, тем более устойчивыми и ценными оказываются чувства, привычки поведения и представления дошкольника, степень их осознанности. ОПИСАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ, МЕТОДОВ И СРЕДСТВ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ВОСПИТАННИКОВ. Методы воспитания – это способы педагогического воздействия на сознание воспитуемых, направленные на достижение цели воспитания. Наиболее эффективные методы воспитания в сфере развития личности ребенка, это методы, которые обеспечивают создание у детей практического опыта общественного поведения. К ним можно отнести: Метод приучения ребенка к положительным формам общественного поведения, воспитания нравственных привычек. Основной смысл его заключается в том, что детей систематически в самых разных ситуациях побуждают поступать в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе. Например, здороваться и прощаться, благодарить за услугу, вежливо отвечать на вопросы, бережно относиться к вещам и т. п. Детей приучают к помощи и взаимопомощи, к проявлению заботы о младших, о старших, к правдивости, скромности. Приучение осуществляется с помощью упражнения, при этом побуждение к поступку, действию связывается с влиянием на чувства ребенка, на его сознание. Упражнение предполагает включение детей в разнообразную практическую деятельность, в общение со сверстниками и взрослыми в естественных жизненных ситуациях и в специально создаваемых, стимулирующих дошкольников к таким поступкам. Метод приучения дает наибольший эффект если он сочетается с примером взрослого или других детей. Чтобы ребенок начал действовать по примеру старшего или сверстника, необходимо желание быть похожим на того, кто затронул его чувства, направил деятельность. Желание быть похожим реализуется через деятельность подражания. Когда пример получил отражение в деятельности ребенка, можно говорить о его активном влиянии на личность. Следует подчеркнуть значение целенаправленного наблюдения, организуемого педагогом. Наблюдение формирует отношение к наблюдаемому и положительно влияет на поведение детей. Метод показ действия. С его помощью формируется такое важное качество, как самостоятельность. В условиях жизни ребенка в ДОУ самостоятельность приобретает ярко выраженный нравственный, общественный аспект. Метод организации деятельности, которая и в дошкольном возрасте,носит общественно полезный характер. В первую очередь это совместный, коллективный труд детей. Педагог определяет цель работы и обдумывает ее организацию в целом, а также подбор и расстановку участников в небольших объединениях. Педагог помогает своим воспитанникам правильно оценивать и общие результаты, и трудовые усилия каждого. Показателями нравственного развития детей этого возраста наряду с самоорганизацией являются доброжелательность, готовность к взаимопомощи, взаимовыручке, трудолюбие. В младшем дошкольном возрасте основная задача трудового воспитания — формирование самостоятельности, ибо она — необходимая предпосылка для появления у малыша желания выполнять трудовые поручения. Труд и игра являются и средствами, и методами воспитания. игра – действенный метод воспитания в сфере личностного развития. Ценность ее как средства и действенного метода воспитания в том, что эта деятельность дает ребенку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели, подбирать материалы и находить средства осуществления замысла. В игре особенно отчетливо проявляются достижения и недостатки личностного развития, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Сюжетная игра имеет два плана детских отношений: один — это отношения сверстников по игре, или так называемые реальные отношения; второй — взаимоотношения играющих, регулируемые определенным сюжетом. Педагогически ценный сюжет, отражающий положительные стороны быта, общественно- политические явления, благотворно влияет на поведение детей в игре и даже отчасти вне игры. Игра активизирует чувства и отношения ребенка, его представления об окружающем. Для овладения детьми опытом общественного поведения необходимо развивать содержательные игры и активизировать общую работу по воспитанию у детей нравственных чувств и привычек поведения. Тогда можно ожидать, что при сговоре детей по поводу игры и в процессе самой игры будет достигнуто единство между поведением ребенка в соответствии с взятой на себя ролью и реальным поведением. Перечисленные методы применяются педагогом в любом виде детской деятельности. Следующие методы направлены на формирование у дошкольников нравственных представлений, суждений, оценок: беседы воспитателя на этические темы; чтение художественной литературы и рассказывание; рассматривание и обсуждение картин, иллюстраций, видеороликов. Эти средства и методы целесообразно применять, при организации занятий со всей группой. На занятиях должно предусматриваться осуществление задач по воспитанию в сфере личностного развития, но особенно важно тщательно продумать содержание и ход занятий, на которых обобщаются знания и формируются представления детей о нашей Родине, ее многонациональном составе. Вне занятий, также должны использоваться методы, направленные на формирование у детей нравственных представлений. Можно использовать также другие методы: вопросы к детям, побуждающие к ответу, картинки, на которых изображены различные ситуации, настольные игры и т. п. Такие методы используются главным образом для формирования у детей правильных оценок поведения и отношений и превращения моральных представлений в мотивы поведения. Этому содействует сочетание занятий словесного, словесно-наглядного характера с практической деятельностью детей. В связи с усвоением во время бесед, чтения книг первых понятий о моральных качествах (например, правдивость, справедливость, скромность, взаимопомощь, трудолюбие) рекомендуется подобрать игры, упражнения, трудовые задания, занятия, в которых дети имели бы возможность обогатить свой практический опыт, углубить знания и моральные чувства. Используя эти методы, воспитатель может не только знакомить детей с моральными качествами и отношениями, которыми обладали герои художественных произведений, участники каких-то событий, о которых шла речь в беседе педагога, но и включать детей в обсуждение и анализ того практического опыта, участниками которого они были сами. Темы подобных бесед, должны подбираться с учетом возраста детей. Детям младших возрастов легче вспомнить реальные ситуации и свое поведение не во время бесед, а, например, при просмотре спектаклей кукольного, настольного театров, при проведении специально подобранных игр-занятий. -Метод убеждения. Его используют через доброе, умное слово воспитателя, и с помощью художественных произведений, и через умело организованную деятельность. Метод положительного примера. Этот метод используется в педагогическом процессе для организации детской деятельности в повседневной жизни. Важно, чтобы положительный пример становился для ребенка образцом для подражания. Методы поощрения. Чаще всего используются при повседневном общении взрослого с детьми. Они могут иметь положительное воздействие. В поощрениях и наказаниях чаще всего фиксируется результат воспитания в сфере личностного развития. Хорошее поведение, хорошие поступки заслуживают положительной оценки взрослого, а иногда и особого одобрения с привлечением внимания группы детей. Поощрение должно применяться непременно с учетом того, какое значение имеет данный поступок не только для самого ребенка, но и для близких ему людей. Степень поощрения, его частота должны соотноситься со стремлением и старанием ребенка поступать хорошо. Важно замечать и малые достижения детей, особенно если ребенок приложил усилия, чтобы стать лучше. Прежде чем поощрять ребенка, нужно подумать, в какой мере он заслуживает похвалы. При этом принять во внимание его возраст, степень личных усилий, общественное значение его хорошего поведения, конкретного поступка. В конце года педагог в каждой возрастной группы подводит анализ достижения детьми, планируемых результатов по освоению рабочей программы воспитания МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» В воспитании детей в сфере их личностного развития используются следующие вариативные формы взаимодействия: Формирование личности ребенка, нравственное воспитание, развитие общения. Совместная Режимные моменты деятельность Игры-занятия, сюжетно- ролевые игры, театрализованные игры, подвижные игры, народные игры, дидактические игры, подвижные игры, настольно-печатные игры, чтение художественной литературы, досуги, праздники, активизирующее игру проблемное общение Рассказ и показ воспитателя, беседы, поручения, использование естественно возникающих ситуаций. Самостоятельная деятельность детей Самостоятельные игры различного вида, инсценировка знакомых литературных произведений, кукольный театр, рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок. воспитателей с детьми Формирование уважительного отношения к истории своей страны и любви к Родине. Дидактические, сюжетно- ролевые, подвижные, совместные с воспитателем игры, игрыдраматизации, игровые задания, игры- импровизации, чтение художественной Рассказ и показ воспитателя, беседы, поручения, использование естественно возникающих ситуаций. Сюжетно-ролевые, подвижные и народные игры, инсценировки, рассматривание иллюстраций, фотографий, рисование, лепка. литературы, беседы, рисование Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и обществу. Игры-занятия, сюжетно- ролевые игры, театрализованные игры, подвижные игры, народные игры, дидактические игры, подвижные игры, настольно-печатные игры, чтение художественной литературы, досуги, праздники, активизирующее игру проблемное общение Рассказ и показ воспитателя, беседы, поручения, использование естественно возникающих ситуаций. Самостоятельные игры различного вида, инсценировка знакомых литературных произведений, кукольный театр, рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок. воспитателей с детьми Формирование позитивных установок к труду и творчеству. Разыгрывание игровых ситуаций, Игры-занятия, игры- упражнения, в структуре занятия, занятия по ручному труду, дежурства, экскурсии, поручения, показ, объяснение, личный пример педагога, коллективный труд: -труд рядом, общий труд, огород на окне, труд в природе, работа в тематических уголках, праздники, досуги, экспериментальная деятельность, экскурсии за пределы детского сада, туристические походы, трудовая мастерская Утренний приём, завтрак, занятия, игра, одевание на прогулку, прогулка, Дидактические игры, настольные игры, сюжетно-ролевые игры, игры бытового характера, народные игры, изготовление игрушек из бумаги, изготовление игрушек из природного возвращение с прогулки, материала, рассматривание обед, подготовка ко сну, иллюстраций, фотографий, картинок, подъём после сна, полдник, самостоятельные игры, игры, подготовка к вечерней прогулке, игры инсценировки, продуктивная вечерняя прогулка деятельность, ремонт книг Формирование основ экологического сознания. Занятия. Интегрированные занятия. Беседа. Экспериментирование. Проектная деятельность. Проблемно-поисковые ситуации. Конкурсы. Викторины Труд в уголке природы, огороде. Дидактические игры. Игрыэкспериментирования Дидактические игры. Театрализованные игры. Подвижные игры. Развивающие игры. Сюжетноролевые игры. Чтение. Целевые прогулки. Экскурсии Продуктивная деятельность. Беседа. Развивающие игры. Дидактические игры. Театрализованные Игровые задания. игры. Сюжетно-ролевые игры. Развивающие игры. Дидактические игры. Развивающие игры. Игры-экспериментирования. Игры с Подвижные игры. природным материалом. Наблюдение в уголке природы. Труд в уголке природы, Игрыогороде. Продуктивная деятельность. экспериментирования. На прогулке наблюдение за Календарь природы. природными явлениями. Народные игры. Праздники, развлечения (в т.ч. фольклорные). Видео просмотры Организация тематических выставок. Создание музейных уголков. Календарь природы. Формирование основ безопасности. занятия игровые упражнения индивидуальная работа игры-забавы игры-драматизации досуги театрализации беседы разыгрывание сюжета экспериментирование – - во всех режимных моментах: утренний прием, утренняя гимнастика, приемы пищи, занятия, самостоятельная деятельность, прогулка, подготовка ко сну, дневной сон игры-забавы дидактические игры подвижные игры сюжетно-ролевые игры рассматривание иллюстраций и тематических картинок настольно-печатные игры творческая деятельность слушание и проигрывание коротких текстов (стихов, рассказов, сказок), познавательных сюжетов упражнения подражательного и имитационного характера активизирующее общение педагога с детьми работа в книжном уголке чтение литературы с рассматриванием иллюстраций и тематических картинок использование информационнокомпьютерных технологий и технических средств обучения (презентации, видеофильмы, мультфильмы) трудовая деятельность игровые тренинги составление историй, рассказов работа с рабочей тетрадью творческое задание обсуждение игровые ситуации пространственное моделирование работа в тематических уголках целевые прогулки встречи с представителями ГИБДД Необходимо учитывать, что по мере взросления детей, в силу их возрастной специфики и особенностей развития, выбор форм взаимодействия взрослого и ребенка меняется, совершенствуется от простого, примитивного действия с игровым материалом до сложного, насыщенного процесса воспитания. На каждой ступени дошкольного детства для достижения поставленных задач воспитания в сфере личностного развития детей, необходимо выбирать ту форму взаимодействия, которая будет наиболее понятной ребенку, интересной для него и действенной для его развития. Но, поскольку, каждая детская деятельность создает свои специфические условия для реализации той или иной задачи, возникает необходимость в выделении наиболее значимых из них в той деятельности, в которой удается достичь наилучших результатов. В игровой деятельности наилучшим образом происходит формирование навыков взаимоотношений, нравственных чувств; в трудовой деятельности – трудолюбия, уважения к труду взрослых, а также таких качеств как организованность, ответственность, чувство долга, умение обслуживать себя и выполнять элементарные трудовые поручения (в помещении и на улице); в коммуникативной деятельности – навыков общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками; в познавательно-исследовательской деятельности – понимание причинноследственных связей в окружающем мире, выполнение правил поведения в природе и правил обращения с объектами живой и неживой природы; в восприятии художественной литературы и фольклора – понимание целей и мотивов поступков героев художественных произведений, желание подражать положительным примерам, стремление совершенствовать себя; в конструировании, изобразительной, музыкальной и двигательной деятельность – закрепление пройденного материала, выражение отношения воспитуемого к изученному (отклик). Слова и словесные методы играют важную роль в воспитания дошкольников в сфере их личностного развития, но воспитание во всех видах детской деятельности обеспечит наиболее гармоничное развитие нравственной личности, у которой полноценно развита сфера чувств, привычки нравственного поведения, сформированы правильные представления о моральных качествах и явлениях общественной жизни, развита способность к оценке и взаимооценке. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ. Детские дошкольные учреждения в тесном сотрудничестве с семьей осуществляют всестороннее гармоническое развитие и воспитание детей. Единство педагогических целей общества и семьи определяет тесную связь между общественным и семейным воспитанием. Созданию благоприятных условий для всестороннего развития детей способствует, и ответственное отношение большинства родителей (законных представителей) к своим родительским обязанностям. Невозможно переоценить огромную роль семьи в формировании личности ребенка, особенно в раннем и дошкольном возрасте. Семья располагает условиями, которые наиболее соответствуют особенностям и потребностям детей этого возраста. Атмосфера любви, взаимного внимания и заботы в семье, воздействует на формирование чувств ребенка. Поскольку эмоции в жизни дошкольника играют главенствующую роль, определяют направление его деятельности, формирование эмоциональной сферы становится основой развития личности ребенка. Гуманные чувства, закладываемые семьей, являются важной предпосылкой воспитания ребенка в сфере развития его личности. Общение ребенка с родителями (законными представителями) происходит в самых разнообразных жизненных ситуациях. В семье ребенок с малых лет включается во взаимоотношения взрослых, в совместный с ними бытовой труд, на него оказывают влияние люди разного пола, возраста, разных профессий, — все это разносторонне формирует его чувства и представления. Воздействие родителей (законных представителей) на детей постоянно. Подражая им как самым близким и авторитетным для него образцам, ребенок овладевает нормами поведения, отношений к окружающим людям. Таким образом, в семье имеются объективные естественно складывающиеся условия для формирования у детей нравственных чувств, представлений, навыков поведения. Однако личность ребенка формируется не только под влиянием объективных условий и обстоятельств жизни семьи, но и прежде всего под влиянием целенаправленной воспитательной его деятельности родителей (законных представителей). В повышении уровня семейного воспитания дошкольников ответственная роль принадлежит дошкольному образовательному учреждению. Возможность ежедневного непосредственного контакта с детьми и их родителями (законными представителями) позволяет педагогам и специалистам МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» выявлять характер семейного воспитания, добиваться единства влияний на ребенка в ДОУ и семье. Уровень семейного воспитания в большой мере зависит от уровня педагогической культуры родителей (законных представителей) детей, важнейшей составной частью которой являются конкретные педагогические знания об особенностях ребенка того или иного возраста, о содержании и методах его воспитания. Поэтому одна из важных задач МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» — педагогическое просвещение родителей (законных представителей) воспитанников. У большинства родителей (законных представителей) есть общие представления о целях воспитания детей, но мало конкретных знаний о том, каковы их физические и психические возможности, какими способами воспитывать у них необходимые умения, навыки, привычки поведения, качества характера и т. п. Поэтому в семьях нередко можно встретиться как с завышением, так и с занижением требований к детям, с преобладанием словесных методов воздействия и недостаточным использованием более эффективных средств воспитания. Таких как: совместной деятельности со взрослыми; ознакомления с природой и явлениями общественной жизни. Период пребывания ребенка в ДОУ - это период активного педагогического просвещения родителей. Педагогическая пропаганда должна быть конкретной, учитывающей состав семьи, условия жизни, образование родителей, уровень их педагогических знаний, трудности и успехи в воспитании детей и др. Дошкольная образовательная организация должна иметь представление о социальной роли семьи в обществе, тенденции ее развития, присущие ей в настоящее время особенности. Особенности семей воспитанников МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» : 1. 2. 3. 4. 5. Количество родителей (законных представителей) воспитанников – Количество полных семей воспитанников – Количество неполных семей воспитанников – Количество семей с детьми-инвалидами и(или) ограниченными возможностями здоровья – Дифференциация родителей (законных представителей) по уровню образования: Дифференциация родителей (законных представителей) по социальному статусу: Рабочие 32 Служащие Специалисты Руководители 19 9 0 Студенты/ Пенсионеры учащиеся 0 0 Безработные 0 Домохозяйки 8 Согласованное воспитание ребенка свидетельствует об ответственном отношении его родителей (законных представителей) к своему родительскому долгу, является показателем хороших семейных взаимоотношений, необходимых для правильного нравственного развития ребенка. В корне неправильное мнение, что воспитание детей — исключительно материнская обязанность. Роль отца - это особая роль в формировании личности ребенка, и помогать отцам в овладении необходимыми педагогическими знаниями и навыками — важная задача МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» . С участием отцов в МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» проводятся: конкурсы игрушек-самоделок; спортивные развлечения. Положительный опыт отцов, поможет привить детям любовь к коллекционированию, изготовлению полезных в домашнем обиходе вещей, к туризму и т. п. Работа отцов в составе родительского комитета группы, в составе Совета МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» , приобщает их к делам и заботам ДОУ, приближает к интересам детей, благотворно влияет на отношение других отцов воспитанников к вопросам воспитания. Многие семьи МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» состоят из двух поколений (не проживают совместно с бабушками и дедушками). Поэтому дети лишены возможности достаточного общения с родственниками, не привлекаются к взаимопомощи, к заботе о престарелых, характерных для большой семьи, включающей несколько поколений. То есть знания, которые дети получают в ДОУ о необходимости уважать старость, оказывать помощь пожилым людям, проявлять заботу о них, не подкрепленные жизненной практикой, остаются лишь знаниями, поэтому необходимо обращать внимание родителей (законных представителей) воспитанников на важность расширения опыта заботливого отношения ребенка к старым людям, используя для этого соответствующие жизненные ситуации. Особое внимание на повышение уровня образования родителей (законных представителей) воспитанников, рост их педагогической культуры необходимо уделить семьям, где воспитывается один ребенок. Здесь воспитание в сфере развития личности ребенка представляет для родителей объективную трудность, так как разумная мера заботы о нем взрослых, как правило, превышена. Поэтому педагогам и специалистам МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» необходимо уделять особое внимание формированию у детей отзывчивости, умения заботиться об окружающих, считаться с их интересами. Преодолеть эгоистическую направленность детей помогает, прежде всего, привлечение их к труду дома, активное включение в жизнь маленького семейного коллектива. Значение труда ребенка в семье, оказание им конкретной помощи в организации этого труда необходимо разъяснять его родителям (законным представителям). Эта работа должна проводиться систематически на протяжении всех лет пребывания ребенка в МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» . Для удовлетворения потребности ребенка в общении, развития его эмоций и социальной восприимчивости необходимо: -систематически проводить работу (родительские собрания, круглые столы, тематические консультации, индивидуальные беседы) с родителями (законными представителями) воспитанников и другими членами их семей, направленную на разъяснения важности общения с детьми, возникновения доверия, взаимопонимания между ними, общности интересов взрослых и детей. Важность данной работы с родителями (законными представителями) возрастает по причине стремления каждого ребенка подражать своим родителям, усваивая нормы, правила и формы социального поведения допустимые в семье. К сожалению не все родители (законные представители) придают значение содержательному общению с детьми, и общение происходит лишь в процессе еды, одевания, купания. Есть родители, которые задаривают ребенка дорогими игрушками, книжками, лакомствами, предоставляют в полное распоряжение телевизор, компьютер, гаджеты и считают, что удовлетворяют все его потребности. Но важнейшая детская потребность в общении с родителями — остается неудовлетворенной. Недопустимо, когда интересы взрослых и детей как бы разделены непроницаемом стеной: родители (законные представители) не считают нужным приобщать детей к своим чувствам и переживаниям, к своим увлечениям. Дети иногда очень мало знают об отце и матери, их человеческих качествах, так как между родителями и детьми редко возникают разговоры о труде, взаимоотношениях людей, их поступках, об общественных явлениях, о природе; редко организуются и совместные занятия, когда перед ребенком раскрываются знания, умения взрослых, происходит обмен мыслями, чувствами. Но именно на почве такого содержательного общения между родителями (законными представителями) и детьми вырастает взаимопонимание, доверие, формируются нравственные чувства и представлении ребенка, обогащается его нравственный опыт. Педагоги МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» должны разъяснить родителям (законным представителям) воспитанников важность общения с детьми, рекомендовать игры, занятия, беседы, которые они могут проводить с детьми дома; систематически организовывать с воспитанниками МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» и их родителями (законными представителями) мероприятия, обеспечивающие реализацию совместного труда. Труд детей вместе с их родителями (законными представителями) особенно важен в воспитании ребенка в сфере развития его личности. Проводимые регулярно, мероприятия трудового характера окажут самое благотворное влияние на детей. Это и бытовой труд, и труд в природе, и совместное изготовление игрушек и различных поделок, и труд, направленный не только на благо семьи, но и других людей (благоустройство группового участка МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» и прилегающей к нему территории, починка игрушек, изготовление пособий, изготовление кормушек для птиц, посев травы и высадка цветов весной и другое); предусмотреть и регулярно воплощать в жизнь позитивные семейные традиции: организация семейных праздников (День семьи, День матери, День отца, День пожилого человека, Новый год, 23 февраля, 8 марта), участие семьи в народных гуляниях (Масленица, День села, Юбилей детского сада и др.), визиты детей и их родителей (законных представителей) к членам семьи преклонного возраста, оказание им посильной помощи, участие семьи в патриотически направленных праздниках малой Родины и страны в целом (День Победы, Праздник солидарности трудящихся (День Труда), День России). Родители (законные представители) часто не знают, как весело и в то же время с пользой для воспитания ребенка отметить в семье праздник. Нередко и день рождения ребенка превращается в повод для многочасового застолья взрослых. Педагоги должны дать родителям (законным представителям) воспитанников необходимые рекомендации, научить их подвижным и дидактическим играм, которые можно проводить дома, познакомить с детским песенным репертуаром, посоветовать, как устроить кукольный театр. В целях педагогического просвещения родителей (законных представителей) воспитанников, воздействия на семейное воспитание используются как индивидуальные, так и коллективные формы работы. 1. Анкетирование родителей (законных представителей) воспитанников. Необходимо, как для выяснения особенностей семейного воспитания, так и для установления контактов с родителями (законными представителями) воспитанников. Подробное анкетирование поможет педагогу многое понять в характере ребенка, познакомиться с обстановкой, в которой он живет, узнать о взаимоотношениях с домочадцами, поведении дома. По итогам анкетирования педагог сможет обратить внимание, на то, какие вопросы, и в какой форме можно задавать родителям, что им посоветовать, порекомендовать. Анкетирование подсказывает педагогам темы бесед с родителями (законными представителями), содержание консультаций, содержание наглядной информации на информационном стенде МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» и в групповых уголках. 2. Беседа - наиболее распространенная и доступная форма индивидуальной работы с родителями (законными представителями) воспитанников. Она чаще всего возникает непроизвольно, но может быть и заранее предусмотрена. Хотя беседа обычно кратковременна и возникает в связи с вопросами родителей (законных представителей) детей или вызвана желанием педагога что-то сообщить о ребенке, она не должна вестись мимоходом. Нельзя использовать беседу с целью пожаловаться на ребенка, так как жалоба педагога, да еще сделанная с раздражением вызывает одну реакцию родителей (законных представителей) ребенка — наказание. А в результате разрушается доверие ребенка и родителей к воспитателю. Но если возникает необходимость сообщить о плохом поведении ребенка, педагог должен проанализировать с его родителями (законными представителями), следствием чего явился проступок, посоветовать, что предпринять, чтобы предупредить его повторение. Такой деловой конкретный разговор заставляет родителей (законных представителей) задуматься над тем, как они воспитывают ребенка, что и как следует изменить. 3. Консультации — индивидуальные и групповые. Тематика консультаций зависит от актуальных вопросов родителей (законных представителей), связанных с воспитанием их детей в сфере личностного развития. 4. Родительские собрания. Тематика родительских собраний определяется программными задачами воспитания детей того или иного возраста в сфере их личностного развития. Успех собрания зависит от тщательности его подготовки. Предварительно педагог проводит целенаправленные наблюдения за поведением детей в коллективе сверстников, за их взаимоотношениями с родителями (законными представителями), беседует детьми, выявляя их нравственные представления, проводит анкетирование представителей родительской общественности. На собрании следует подробно обсудить один наиболее существенный вопрос, иллюстрируя его конкретными фактами из жизни детей группы. На родительских собраниях необходимо широко использовать технические средства для демонстрации жизни детей в детском саду и дома, прослушивания рассказов детей. 5. Дни открытых дверей, тематические развлечения, праздники, конкурсы, викторины, игры. Эти формы дают возможность показать родителям (законным представителям) воспитанников работу МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» , методы обучении и воспитания детей, которые могут быть использованы и в семье. Такое проникновение в жизнь МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» позволяет родителям (законным представителям) увидеть своего ребенка в детском коллективе. Педагог обращает внимание родительской общественности на характер взаимоотношений детей в играх, в быту. 6. Наглядная информация, размещенная на официальном сайте МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» и на информационных стендах для родителей (законных представителей) хорошо зарекомендовала себя как форма педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей. Здесь помещаются краткие тексты на педагогические темы, консультации, ответы на вопросы родителей, фотографии только с согласия родителей (законных представителей), отражающие жизнь детей в МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» и в семье, детские работы, списки рекомендуемой детской и педагогической литературы, нормативно правовые документы Российского законодательства, право устанавливающие документы и распорядительные акты МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» . Очень привлекают родительскую общественность заметки о детях группы: об их достижениях в овладении знаниями и умениями, рассказы детей об увиденном, о любимых книжках, игрушках, детские вопросы, суждения и т. п. Наглядная информация для родителей (законных представителей) воспитанников должна освещать следующие вопросы: воспитание детей в труде, в игре, средствами художественной литературы; роль примера родителей, семейных традиций, семейных взаимоотношений; знакомство детей с окружающей жизнью, воспитание патриотических чувств и др. Работа с родителями в группах раннего возраста. Первые дни посещения ребенком МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» особенно ответственный период в работе с семьей: от того, какие впечатления сложатся у родителей (законных представителей) ребенка, во многом зависят дальнейшие взаимоотношения дошкольного учреждения и семьи. Педагог должен побеседовать с родителями (законными представителями) до прихода ребенка в МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка . Ему необходимо узнать об особенностях, ребенка, его привычках, о методах воспитания в семье. Педагогу необходимо с сочувствием отнестись к естественному беспокойству родителей (законных представителей), впервые оставляющих своего малыша на попечение не знакомых людей. Нужно заверить родителей (законных представителей), что к ребенку будут внимательны, пока им группу, спальню, кровать, где будет спать ребенок, рассказать о режиме. Соблюдение правильного режима дня, достаточный сон ребенка, выполнение гигиенических требований в семье — это не только необходимое условие полноценного физического развития ребенка, укрепления его здоровья, но и условие воспитания в сфере личностного развития. Нарушение режима ведет к переутомлению нервной системы ребенка, а это является причиной капризов, негативного отношения к требованиям взрослых. Следует понимать, что часто повторяющиеся конфликты между ребенком и взрослыми отрицательно сказываются на формировании характера малыша, разрушают его доверие к взрослым. Причиной конфликтов между взрослыми и ребенком в семье может быть неудовлетворение естественной потребности малыша в активности, самостоятельности. На собраниях, во время бесед педагог всегда должен подчеркивать, как важно умение отца и матери понимать и учитывать возможности и потребности ребенка, проявлять терпение и мягкость, быть настойчивыми в привитии ребенку полезных навыков и привычек. III.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В СФЕРЕ ЕГО ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ. Рабочая программа воспитания предполагает создание следующих психолого- педагогических условий, обеспечивающих воспитание ребенка в сфере его личностного развития. 1.Построение образовательного процесса на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывающего социальную ситуацию его развития. Создание таких ситуаций, в которых каждому ребенку предоставляется возможность выбора деятельности, партнера, средств и пр.; поддержка педагогами положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности, поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности, обеспечение опоры на его личный опыт при освоении новых знаний и жизненных навыков. 2.Использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям Формирование игры как важнейшего стимула воспитания ребенка в сфере его личностного развития. 3.Создание развивающей предметно-пространственной среды, способствующей воспитанию ребенка в сфере его личностного развития по образовательным областям: физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. 4.Сбалансированность игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, изобразительной, музыкальной, двигательной деятельности, восприятия художественной литературы и фольклора, конструирования, самообслуживания и элементарного бытового труда, то есть гармоничное слияние совместных и самостоятельных, подвижных и статичных форм активности. 5.Участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания ребенка в сфере его личностного развития. Поддержка педагогами родителей (законных представителей) дошкольников в воспитании детей в сфере их личностного развития и взаимодействие семей воспитанников с МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» . 6.Профессиональное развитие педагогов, направленное на развитие профессиональных компетентностей, в том числе коммуникативной компетентности и мастерства мотивирования ребенка уважение педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. 7.Оценка результатов освоения рабочей программы воспитания, то есть сравнение нынешних и предыдущих достижений ребенка, в вопросах его воспитания в сфере личностного развития, умение ребенком самостоятельно действовать, принимать решения, анализировать свои поступки. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ. Цель создания развивающей предметно-пространственной среды в МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» - обеспечить всестороннее развитие детей дошкольного возраста, в том числе и их нравственное развитие личности в социально-духовном плане, развития самостоятельности. Среда обеспечивает: наличие материалов, оборудования и инвентаря для воспитания детей в сфере личностного развития, совершенствование их игровых и трудовых навыков; учёт возрастных особенностей детей дошкольного возраста. Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» обеспечивает целостность воспитательного процесса в рамках реализации рабочей программы воспитания: подбор художественной литературы; подбор видео и аудиоматериалов; подбор наглядно-демонстрационного материала (картины, плакаты, тематические иллюстрации и т.п.); наличие демонстрационных технических средств (экран, телевизор, ноутбук, колонки и т.п.); подбор оборудования для организации игровой деятельности (атрибуты для сюжетно-ролевых, театральных, дидактических игр); Материально-техническое оснащение развивающей предметно- пространственной среды изменяется и дополняется в соответствии с возрастом воспитанников и календарным планом воспитательной работы МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» на текущий учебный год. ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Воспитательный процесс следует строить, учитывая контингент воспитанников, их индивидуальные и возрастные особенности, социальный запрос их родителей (законных представителей). Планирование воспитательной работы должно обеспечить интеграцию разнообразного содержания форм работы с воспитанниками МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» по всем образовательным областям ООП и направлениям рабочей программы воспитания во всех видах детской деятельности. При организации воспитательного процесса необходимо обеспечить единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач. Построение воспитательного процесса с помощью календарного плана дает возможность достичь планируемых результатов освоения рабочей программы воспитания. Только ежеминутное сопровождение детей в вопросах воспитания дает большие возможности в развитии их личности. Решение похожих задач с постепенным их усложнением обеспечивает достижения единства воспитательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие личности детей в соответствии с их индивидуальными возможностями. Задачи, решаемые детьми в том или ином виде деятельности, не следует коренным образом менять, так как это может нарушить принцип систематичности и последовательности освоения материала и развития детей. Календарный план воспитательной работы МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» должен отражать мероприятия, направленные на воспитание детей в сфере их личностного развития по каждому направлению рабочей программы воспитания, определять целевую аудиторию и ответственных за организацию запланированных мероприятий. С целью обеспечения реализации ООП и рабочей программы воспитания, календарный план воспитательной работы должен соответствовать комплексно- тематическому планированию работы с воспитанниками МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» и отражаться в годовом плане работы. В связи с тем, что комплексно-тематическое планирование в ООП МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» предусматривает разделение на периоды, каждая из которых может занимать от одной до четырех недель, то в календарном плане воспитательной работы МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» должны отражаться мероприятия, обеспечивающие реализацию всех пяти направлений рабочей программы воспитания, соответствующих тематике данного периода. Следует учитывать возможность интеграции разных направлений рабочей программы воспитания в одном мероприятии. В календарном плане воспитательной работы раздел «Целевая аудитория» отражает контингент участников мероприятия (воспитанники, их родители (законные представители). Следует учитывать, что мероприятия могут планироваться как отдельно для каждой из аудиторий, так и быть совместными. Ответственными за то или иное мероприятие могут быть как представители администрации, так и педагоги МБДОУ. Ответственные назначаются в соответствии с уровнем мероприятия: руководитель ДОУ – мероприятия, предполагающие участие родителей (законных представителей) воспитанников, социальных партнеров, приглашенных гостей; старший воспитатель, воспитатель – мероприятия, предполагающие участие воспитанников и(или) их родителей (законных представителей) одной или нескольких возрастных групп; музыкальный руководитель – мероприятия, обеспечивающие реализацию музыкальной деятельности воспитанников на любом уровне. Календарный план воспитательной работы МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» утверждается ежегодно на педагогическом совете. Форма календарного плана воспитательной работы представлена в Приложении № 1 к рабочей программе воспитания. При составлении плана воспитательно-образовательной работы в каждой возрастной группе педагоги должны учитывать мероприятия ДОУ, утвержденные в календарном плане воспитательной работы МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» на текущий учебный год. IV.ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕТИРЫ Цель и конкретные задачи воспитания позволяют выделить целевые приоритеты. В воспитании детей дошкольного школьного возраста таким целевым приоритетом является создание благоприятных условий для усвоения детьми социально значимых знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут. К наиболее важным из них относятся следующие: - быть вежливым, послушным, доброжелательным, отзывчивым; - любить своих родителей, свой родной край и свое Отчество; - беречь и охранять окружающую природу; - соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни. На основе знаний у ребенка складываются элементарные моральные суждения и оценки (что такое «хорошо» и что такое «плохо»), а общепринятые нормы и правила поведения начинают выступать для него как регулятор взаимоотношений между людьми и как нравственная норма своего поведения. САМОАНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ. Самоанализ организуемой в МБДОУ Подсинский детский сад «Алёнка» воспитательной работы осуществляется по выбранным детским садом направлениям и проводится с целью выявления основных проблем воспитания дошкольников и последующего их решения. Самоанализ осуществляется ежегодно силами самой образовательной организации с привлечением (при необходимости и по самостоятельному решению администрации образовательной организации) внешних экспертов. Самоанализ воспитательной работы, организуемой в МБДОУ осуществляется по направлениям: 1. Формирование личности ребенка, нравственное воспитание, развитие общения. 2. Формирование уважительного отношения к истории своей страны и любви к Родине. 3. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и обществу. 4. Формирование основ экологического сознания. 5. Формирование основ безопасности. и проводится с целью выявления основных проблем воспитания детей в сфере их личностного развития в возрасте от 1.6 лет до 3 лет и последующего их решения. Основными принципами, на основе которых осуществляется самоанализ воспитательной работы являются: принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение, как к воспитанникам, так и к педагогам, реализующим воспитательный процесс; принцип приоритета анализа важных сторон воспитания, ориентирующий педагогов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между детьми с их сверстниками и педагогами; принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий педагогов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с детьми деятельности. принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития воспитанников, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие детей – это результат как социального воспитания (в котором детский сад участвует наряду с семьей и другими социальными институтами), так и стихийной социализации, и саморазвития детей. Основными критериями анализа, организуемого в ДОУ воспитательного процесса являются: 1. Формирование личности ребенка, нравственное воспитание, развитие общения: 2. Формирование уважительного отношения к истории своей страны и любви к Родине. 3. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и обществу. 4. Формирование основ экологического сознания. 5. Формирование основ безопасности. Основными объектами анализа, организуемого в МБДОУ воспитательного процесса являются: 1. Результаты воспитания, социализации и саморазвития дошкольников. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика личностного развития воспитанника каждой возрастной группы. Осуществляется анализ воспитателями совместно со старшим воспитателем с последующим обсуждением его результатов на заседании педагогического совета МБДОУ. Способом получения информации о результатах воспитания, социализации и саморазвития воспитанников является педагогическое наблюдение. Внимание педагогов сосредотачивается на следующих вопросах: какие прежде существовавшие проблемы личностного развития воспитанников удалось решить за минувший учебный год; какие проблемы решить не удалось и почему; какие новые проблемы появились, над чем далее предстоит работать педагогическому коллективу. Состояние организуемой в МБДОУ совместной деятельности детей и взрослых. Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие в детском саду комфортной и личностно развивающей совместной деятельности детей и взрослых. Осуществляется анализ заведующим и старшим воспитателем, воспитателями. Способами получения информации о состоянии организуемой в детском саду совместной деятельности детей и взрослых могут быть беседы с родителями, педагогами, при необходимости – их анкетирование. Полученные результаты обсуждаются на заседании педагогического совета МБДОУ. Итогом самоанализа организуемой в ДОУ воспитательной работы является перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать педагогическому коллективу. Приложение № 1 Утверждаю: И.о.заведующий МБДОУ Подсинский детский сад « Алёнка» ___________/Воротникова Т.Г/ Приказ № ___ «___» _____2021г. Примерный календарный план воспитательной работы МБДОУ Подсиснкий детскокий сад «Алёнка» на 20 ____ - 20_____ учебный год Тематика недели, Направл в соответствии ение с комплексно- те рабочей матическим пл програм анированием О мы по воспи ОП танию Мероприятие Тематическое занятие 1, 2, 3 «День знаний» Дата Место проведе Целевая аудитори Ответственные ния я Групповые ячейки Группа «Топотушки, «Лучики» Старший воспитатель, воспитатели 2-3 года Детский сад (4-я неделя августа – 1-я неделя сентября) 1, 2, 3 Тематическое развлечение «1 сентября» 1, 4, 5 Выставка семейных фотографий «ЗОЖ» 01.09. Музыкальный зал Групповые ячейки групп 2-3 года Старший воспитатель, воспитатели групп, музыкальный руководитель родители (законные представители) Старший воспитатель, воспитатели групп Группа «Топотушки, «Лучики» Условные обозначения направлений рабочей программы по воспитанию: 1. Формирование личности ребенка, нравственное воспитание, развитие общения. 2. Формирование уважительного отношения к истории своей страны и любви к Родине. 3. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и обществу. 4. Формирование основ экологического сознания. 5. Формирование основ безопасности.